Давно уже нет никаких сомнений в том, что культура как таковая давно уже разделилась на массовую и элитарную. Соответственно, таким же образом разделились и все ее виды. И особый из них — поэтическое творчество или стихи.
Цель земной культуры
Как точно высказался в одной из своих книг блестящий просветитель и наш современник Михаил Казиник, —
Цель земной культуры — ублажить земные тела, приковать их к земле и насытить биологические потребности до предела, создав, тем самым, усредненный образ человекоособи.
Для таких среднеразумно существующих особей и производится в огромных количествах некий культурный субстрат, также именуемый, впрочем, музыкой, поэзией, литературой и прочими хорошо знакомыми нам понятиями — только с добавление к ним универсального слова массовый.
А в целом все это торжественно именуется эдаким вполне себе демократическим словосочетанием массовая культура.
Суть космической культуры
Ее представители, настоящие поэты, писатели, музыканты не имеют дело с массами. Возможно, я кого-то разочарую или прослыву, как говорили раньше, человеком ненародным, но факт остается фактом. Настоящие Творцы — это посланники Вечности. Они создают свои творения, ведомые лишь космическими информационными потоками.
И каждый из них в глубине своей души знает и понимает, что он в этом мире лишь флейта…
Космическая культура и, в частности, поэзия с ее настоящими стихами космического происхождения, написанными в результате духовного катарсиса и наивысшего вдохновения, всегда обращена не к массам, а к одному-единственному Человеку, Личности, блуждающей в этом мире человеческой Душе.
У космической поэзии и культуры в целом есть своя, особая, для многих тайная система знаков, без постижения которых невозможно подлинное понимание искусства.
Земная культура в Человеке космическом не заинтересована: Божественная индивидуальность ей неинтересна. Ее предмет обработки — всеобщность огромной человеческой биомассы.
Публикация постыдна?
Вы это о чем?! О каком таком стыде? Это во времена, когда снять трусы перед камерой за деньги — есть акт доблестного пиара и героизма. И еще — самовыражения. Да-да, именно так. А тут всего лишь — о какой-то несчастной публикации…
И перевели-таки. И я тоже берегу как одно из своих сокровищ эту небольшую книжицу. И помню не одно десятилетие это ее стихотворение, которое сыграло свою роль и в моей жизни, но об этом чуть позже.
Публикация постыдна.
Разум — с молотка!
Скажут — бедность приневолит
Голода аркан.Что ж — допустим. Но уйти
С чердака честней
Белым — к белому творцу
Чем продать свой снег.Мысль принадлежит по праву
Лишь тому, кто мог
Дать ее небесной сути
Телесный аналог.Милостью торгуй господней
Ссуда — под процент
Но не смей унизить Гений
Ярлыком цены.Эмили Диккинсон
Лучшие стихи великих поэтов
О них я и хочу рассказывать вам на этом своем новом сайте. И, конечно же, не будь, все же, публикаций или хоть какой-то их записи — вряд ли мы сегодня узнали бы об этих стихах. Я привела пример с Эмили Диккенсон потому лишь, что эта позиция — квинтэссенция, можно сказать, подлинной сути настоящего поэта.
Стихи пишутся там, тогда и с помощью тех приспособлений и возможностей, которые есть в короткий момент вдохновения у поэта под рукой. Как правило, об их публикации больше переживали и переживают окружающие, понимая, что это может стоить денег… — нежели сам создатель своих творений.
Не случайно Велиамир Хлебников, например, носил с собой свои сочинения в наволочке от подушки: свернутые в трубочки и написанные на клочках бумаги. А восточные поэты и вовсе писали стихи на коре деревьев, не смея даже помыслить, что они являются их авторами.
Человек рождается гениальным
Он — сгусток космической энергии, оказавшийся в земном болоте. — М. Казиник
И далее, как говорится, — по тексту: его уже ждут властители земного конвейера. Его поставят в ряд, объяснят, как он должен здесь себя вести и — на протяжении всей его жизни, перышко за перышком — будут вырывать его волшебные Божественные творческие крылья… И еще — ему расскажут, что необходимо знать и делать для того, чтобы быть современным.
И тогда — космический Дух начнет подчиняться земному телу, вместе с ним старея и уходя всё дальше и дальше от подлинной своей природы.
Гениальные стихи
Они актуальны всегда. Для них не существует понятия земного времени. Как раскрыть людям, что они теряют, не желая это понять? Как им помочь расшифровать систему тайных космических знаков, сопровождающую подлинную поэзию? Что должен человек узнать, чтобы ощутить сиюминутность нашей жизни всего лишь ограниченным земным явлением, имеющим свое продолжение в Вечности?
Ты есть! — природы чин вещает,
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть — и я уж не ничто!Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей ты телесных,
Где начал ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? — безвестен;
А сам собой я быть не мог.Гавриил Державин
Японцы считают это стихотворение одного из столпов русского стиха Гавриила Державина — величайшим творением всей мировой поэзии. При том, что их собственная поэзия по форме значительно отличается от приведенного отрывка; их традиции — также нельзя назвать родственными нашим. Но их ощущение вечности и подлинности — и есть один из тех самых настоящих камертонов. И камертон этот высвечивает простой Вселенский закон:
Существуют только две истины: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Не длится жест — но образ жеста длится.