Серебряный век русской литературы в поэзии: изысканность или бравада?

Золото и серебро Серебряный век

Серебряный век — период особый. Следуя за веком золотым (1810—1830 гг.), который обычно уже своим названием определяет апогей любого расцвета, век серебряный словно бы понижает эту сияющую планку, подразумевая следующий за нею некоторый спад, регресс, декаданс и даже относительную деградацию. Но так ли это на самом деле?

Каждому времени свой металл

Золото и серебро

Не знаю, почему, — но серебро как металл нравилось мне всегда больше, чем золото. Может быть, оттого, что нет в нем этой громкой, навязчивой помпезности. А есть некое тихое, спокойное свечение истинного благородства. Такою же я ощущаю и эпоху серебряного века в русской литературе и, в частности, в поэзии.

Как показывает жизнь, в определении сроков тех или иных исторических периодов единства нет. Все трактуют всё по-разному. И какая именно трактовка останется основной и главной со временем и во времени — никто не знает.

Что же такое серебряный век русской литературы

В эпохи великих потрясений человек интуитивно ищет место, куда можно было бы приклонить голову и где отдохнуть душой. А это — всегда некий мир красоты и гармонии. Его поиски — и есть смысл и оправдание человеческого существования в такие минуты (и не только в такие, впрочем). А в некоторых странах минуты эти растягиваются на годы и даже на целые эпохи…

Цель

Непростая судьба и у самого определения серебряный век. Оно не стало даже научным литературным термином, так и оставшись некой эмоциональной характеристикой этого вечного поиска: с его некоторой даже истеричностью, но больше, все же, — с его хрупкостью, лунностью и нездешностью.

Невозможно однозначно не только обозначить временные рамки этого периода, но и круг поэтов и писателей, к нему безусловно причастных. Зато можно говорить о том, что прежнее деление поэзии на темы с появлением модернизма, одного из основных течений этого времени, прекратилось.

История возникновения и периодизация

Временные границы серебряного века разные исследователи определяют по-разному. Их начало датируется и 1880- ми, и 1890-ми годами. Что касается их окончания, то и тут есть временная вилка: от 1913-го года и вплоть до середины двадцатого века.

И всё же — будем считать, что эта пора последнего ренессанса русской литературы, пора возвышенных слов, мыслей и одежд, подошла к концу в начале 1920 годов.

В литературе и поэзии произошла в это время своего рода глобализация. Перестали существовать отдельные категории людей, понятий и явлений: всё обобщилось до утверждения типа: страдают не только малые и сирые — страдают все.

Что есть слон

Вопросы, связанные с Богом, дьяволом, жизнью и смертью, адом и небесным раем — не есть больше частные темы тех или иных исследователей. Они теперь — философские и касаются всего человечества.

Авторы термина «серебряный век»

Интересно, что и претендентов на авторство этого эмоционального термина (кстати, слово серебряный пишется, на всякий случай, с одним «н») было тоже несколько. Среди них — не только поэты Николай Оцуп и Владимир Маяковский, но и знаменитый русский философ Николай Бердяев, провозгласивший концепцию философии свободы и русского персонализма-экзистенциализма.

Впрочем, сам Бердяев вряд ли знал об этом своем открытии: ни в одном его произведении слова серебряный век не встречаются. Эта честь первооткрывателя определения одной из ярчайших литературных эпох была приписана философу уже почти в наше время: в 1962 году, мемуаристом Сергеем Маковским.

Был и еще, в этой связи, любопытный персонаж: загадочный Глеб Марев

Человек-загадка

Но это не наш, современный, Глеб, чье имя с этой же фамилией фигурирует в пресловутой википедии. Это был литератор, который жил и творил как раз в ту самую эпоху: на рубеже XIX и XX столетий. О нем, впрочем, мал что известно, возможно, — это просто был чей-то псевдоним.

Тем не менее, этот самый Глеб издал в 1913-м году под своим именем брошюру с милым названьицем «Вседурь. Рукавица современью». Сюда включался и текст манифеста «Конечного Века Поези» (любили в те времена манифестировать по любому поводу). Вот в этом самом манифесте и обнаружилась следующая формулировка:

«Пушкин — золото; символизм — серебро; современье — тускломедная Вседурь».

Главная тема искусства и поэзии

Форма выражения

А ею стал теперь не просто поиск смысла жизни. Главной задачей любого творца в эту интересную эпоху стал поиск формы выражения этого самого поиска смысла. И все это интуитивно подчинилось одной вполне понятной цели: осуществить побег от существующей бездарной и угрюмой реальности.

То есть: единой истины, единой морали больше нет. Существует множество разных точек зрения. Каждый поэт может высказываться по-своему — и это его законное право. — Таков взгляд на мир привнесло в мир поколение новых поэтов.

Декаданс

Пьеро

С понятием серебряный век связывают обычно и термин декаданс. И это совершенно не случайно. Само это слово, производное от позднелатинского decadentia, знаменует собой характерный для описываемой эпохи кризис. А вместе с ним, как результат — и общее настроение царящей в Европе и России безнадежности, растерянности и даже тенденций неприятия жизни как таковой.

Декаденты провозглашали полное отречение искусства от любого рода политики и так называемой гражданственности. Это, с их точки зрения, и являлось подлинной свободой творчества.

Утонченность до болезненности, повышенная чувствительность наряду с фатализмом и ощущением полного своего бессилия перед большой историей — таковы отличительные признаки художников той эпохи.

Но если вы решите, что все эти качества не говорят ни о душевном, ни о физическом  здоровье — то, скорее всего, ошибетесь. Вскоре они превратились в достоинства, подчеркивающие особую психологическую развитость и современность их обладателей.

Декаденты теперь — люди, которые уже не хотят довольствоваться прошлыми достижениями. Их ждут новые ступени развития культуры и цивилизации…

Литературные направления, художественные стили и течения

Модернизм

Какие же литературные стили, направления и ответвления от них породила новая литературная эпоха? Прежде всего, как уже отмечалось, это был модернизм: во всех его видах и формах. Сюда же входят так называемые движения символизма и акмеизма.

Отдельным пластом примыкают к этому обширному направлению серебряного модернизма и авторы русского зарубежья: именно этой темой я и занялась когда-то, в начале девяностых, вернувшись в Москву из длительной поездки в Южную Корею, где преподавала студентам корейских университетов русский язык.

Лекция в университете Чунг-Анг

В Москве я поступила в аспирантуру Института мировой литературы Российской академии наук — и на некоторое время погрузилась в этот удивительный русско-зарубежный мир прошлого, который в те годы нам только открывался…

Литература в изгнании

Так еще называлось эмигрантское течение русской литературы со всеми его представителями, рассеявшимися по всему миру. Как известно, тотальный этот процесс начался после революции 1917-го года.

Этой теме я посвящу еще отдельную статью, а пока отмечу, что многие уцелевшие русские писатели и поэты, покинувшие Россию ввиду полного неприятия ими того, что там после революции происходило, продолжили творить и за рубежом. Кто-то в Америке, кто-то  — в Европе, преимущественно, во Франции.

Франция

Так, один из парижских критиков, В. Вейдле отметил, в этой связи:

Самое поразительное в новейшей истории России — то, что серебряный век русской культуры, который предшествовал ее крушению, оказался возможным.

Модернизм

Итак — что можно в целом сказать о модернизме, кроме того, что само это слово уже говорит о некой новизне и нетривиальности? Не вдаваясь в сугубые подробности, отмечу, что у деятелей этого направления модной становится разного рода экзотика. Лирические герои отправляются в древние Египет и Грецию, посещают острова и забытые богом территории в поисках особых ощущений.

Гумилев, например, создает свои замечательные сборники, путешествуя по Африке.

Николай Гумилев

Не обойдена вниманием и новая среда обитания человека — город. Он страшный, холодный, враждебный. Ну и, конечно, любовь: эта тема непреходящая. У модернистов она приобретает новое звучание: с вызовом, провокацией и эпатажем.

Порой произведения модернистов не только не привлекают публику, а напротив: ее отпугивают. Им не важны массы: им важны избранные, которые только и смогут понять их возвышенные страсти.

Символизм и его основные черты

Это направление обогатило русскую поэзию огромным количеством открытий. Поэтическое слово приобрело у символистов не присущую ему прежде подвижность, легкость и многозначность. Слова заиграли множеством дополнительных оттенков и смысловых граней.

Вот, например, так называемый палиндром (фраза, одинаково читаемая в обоих направлениях: как слева направо, так и наоборот):

А роза упала на лапу Азора. — Афанасий Фет

Афанасий Фет
Афанасий Фет (Шеншин), (1820-1892 гг.)

По своему строению символический стих напоминает теперь завораживающий словесно-музыкальный поток аллитераций, созвучий и перекличек. Возможности стихотворения как такового неизмеримо расширились.

Но главное — поэты-символисты и литераторы этой эпохи (Бальмонт, Брюсов, Блок и Белый, Гиппиус и Мережковский, Гумилев, Ахматова, Мандельштам и многие их последователи) стремились к созданию новой философии культуры; пытались выработать совершенно новаторское универсальное мировоззрение.

Своим необычным творчеством они, как ни странно, стремились объединить людей, давая им новую пищу для размышлений и переживаний. Их работы обращались и обращаются по сей день персонально к каждому человеку, завершая, тем самым, цикл от целого, индивидуального, — к общему, общественному — и обратно.

В эту удивительную эпоху в поисках новых смыслов подружились между собой все виды искусства. Появилось понятие синестезии, когда пересекаются и сходятся самые разные каналы человеческого восприятия. Звук приобретает цвет, слово — вкус.

Музыка в символизме

Музыка

Хочется сказать, в этой связи, несколько слов и о музыке: теперь это не просто ряд последовательных, ритмически организованных звучаний. Теперь это —  универсальная, метафизическая энергия, которая является  первоосновой всякого творчества.

Производные направления поэзии серебряного века

И, завершая эту часть нашего ознакомления с эпохой, обозначу еще небольшой перечень категорий или направлений, берущих свое начало в вышеуказанном течении русской культуры и, в частности, поэзии.

  1. Акмеизм — 1910 г. : уход от стремления к идеальному. Преобладание материалистических черт, культ реальности и действительности. И, тем не менее, — присущая всему направлению в целом обреченность, камерность и грусть.
  2. Футуризм — продолжение акмеизма: противоречивое авангардное искусство будущего. Полное отрицание традиционной культуры. Преобладание урбанистических настроений.
  3. Имажинизм — создание новых метафорических образов. Сопоставление противоположностей, эпатаж и анархия.

Поэты серебряного века

Поэты серебряного века

Я уже упоминала основные имена его представителей. Основным из них будет посвящено отдельное время и  внимание на этом сайте. А пока — несколько любопытных свидетельств. Отношение к этому веку и свое ощущение от пребывания в нем выразили многие. Приведу лишь некоторые из оценок:

О.Мандельштам характеризовал эту эпоху как «Sturm und Drang» («Буря и натиск»).

Марина Цветаева заметила в статье Черт, (парижский журнал Современные записки, 1935 г.) :

«Не надо бы — при детях, либо, тогда уж, не надо бы нам, детям серебряного времени, про тридцать сребреников».

Ну и —  Анна Ахматова:

На Галерной темнела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.

А. Ахматова, «Поэма без героя»

Наталья Громова
Наталья Громова
Член Союза Российских писателей, автор поэтического сборника "В первой жизни", создатель и автор сайта NGpoetry
Задать вопрос
Поделиться с друзьями
Наталья Громова

Автор и создатель сайта NGpoetry.

Оцените автора
NGpoetry Поэзия
А что Вы думаете по этому поводу?