Поэзия — это то, без чего в жизни обычного человека, казалось бы, можно было бы и обойтись… Но — это только на первый взгляд. Роль поэзии, ее влияние на наше, скажем возвышенным словом, — бытие — невозможно переоценить. Потому что посредством поэзии мы поддерживаем связь с собой настоящим и со своею бессмертной душой.
Что такое поэзия
Если говорить образно, то это, по-моему, голос вечности. Если же вернуться к языку смыслов и понятий — а порою, на нем изъясняться и легче, и доходчивей, — то поэзия есть, прежде всего, художественное словесное творчество.
Поэзия — это апофеоз образного мышления, когда буквально при помощи нескольких особым образом подобранных слов или даже слогов (в этом непревзойденной была Марина Цветаева) можно не просто выразить мысль, а еще и вдохнуть в эту мысль жизнь. Снабдить ее цветом, вкусом и запахом, вызвать в ней трепетную живую энергию… И, конечно, это — настоящее искусство. Которое дается далеко не всем и не каждому.
Понятия сотворение и творчество — смысловые синонимы поэзии, в переводе с греческого. А само художественное поэтическое творчество — есть особая, стихотворная организация речи, привнесение в нее дополнительного измерения, которое потребностями обыденного нашего языка вовсе не измеряется.
Проза и поэзия — две стороны одной попытки: оживить, я бы сказала, некую иррациональную сущность. Но, по сравнению с основательной и раздумчивой прозой, поэзия — неуловимый мотылек. Хрупкий, ускользающий и — существующий во всей своей красе лишь в свободном полете.
Какой она бывает
Часто можно слышать и такие определения как визуальная поэзия, высокая поэзия, гражданская и духовная; возвышенная поэзия чистого искусства… Все эти термины и определения имеют, конечно, право на существование, и каждое из них отражает какой-то сегмент нашей жизни, к которому прикасается поэт своим поэтическим словом.
Однако, главное здесь то, что что все эти определения и классификации придумывают, опять же, люди, исходя из своих земных представлений о сути вещей.
Визуальная поэзия
Она так же — один из примеров такого рода терминологии, однако по сути своей соответствует больше не поэтическому слову как таковому, а поэтическому изображению. Визуальный поэтический текст — это микс слова и графики. И он имеет свою давнюю историю, обращенную еще в III век до н.э.
Поэт Симмий, живший в Древней Греции, создавал свои стихи таким образом, чтобы компоновка поэтического текста приобретала форму предмета, о котором говорилось в стихотворении.
Таким же образом, фигурно, старались располагать свои поэтические строки и российские стихотворцы Симеон Полоцкий, Сумароков и Державин. Несколько позже, в 19-20 веках это течение было подхвачено европейским литературным модернизмом (С. Малларме «Бросок костей»). Есть приверженцы такого рода поэзии и сегодня.
Основные виды и жанры поэзии
Определение поэзии не пытался сформулировать только ленивый. Мир ее безмерен и разнообразен. И, конечно же, чтобы хоть как-то не затеряться во всех этих многомерных литературоведческих понятиях, стоит обозначить среди них основные.
Этот вид словесного искусства подразделяется на довольно большое количество жанров и несколько категорий-видов.
Виды бывают
- лирическими;
- эпическими;
- лиро-эпическими.
Чаще всего поэзию как таковую связывают с неким лирическим настроением: как ее создающего, так и ее читающего. Отчасти это верно, только когда я вижу классические определения, где подчеркивается, что такого рода поэзия стремится или даже ставит своей задачей (!) раскрыть душу некого лирического героя — честно: мне становится тошно.
И хочется напомнить в этих случаях, что не ставит она перед собой в момент своего появления никаких задач.
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.Анна Ахматова
А если и раскрывается в момент стихо-творения чья-то душа — то только и исключительно — душа его автора. А душа читателя может с этим состоянием раскрытости либо резонировать — либо нет. И тут уж «каждая собака ищет свою траву».
О жанрах
Прежде, чем все их перечислить, хочу напомнить, что жанры в поэзии — это самые разные литературно-поэтические стихотворные формы, которые только могут существовать в природе.
И если в прежние времена они были более или менее чистые, то есть имеющие свои конкретные законы и условия написания (как, скажем, классическая гармония в музыке), то с течением времени мы стали свидетелями постепенной утраты так называемой чистоты жанра.
С одной стороны, это вроде как расширяет поэтические возможности, но с другой, как я думаю, ведет к подмене понятий и всемерному процветанию графоманства. И если раньше считал себя поэтом каждый, кто умел хоть как-то рифмовать строки, то сегодня не требуется даже и этого умения…
14 лирических жанров до XIX века
- Дифирамб — жанр древнегреческой хоровой лирики, ввел в поэзию Арион, 7 век.
- Ода — восхваление важной персоны, древняя Греция.
- Гимн — изначально хвалебные посвящения Богам.
- Элегия — лирические размышления.
- Сонет, Италия 13 век, эпоха Возрождения — сонеты Петрарки, романтическая любовная лирика.
- Отрывок — незавершенный философский фрагмент.
- Сатира — развернутое критическое произведение на злобу дня.
- Эпиграмма — короткая сатира.
- Буколическая поэзия (пастораль) — сельский пастушеский романтизм, Италия, 13 век.
- Стансы — могут быть любовные, социальные и даже политические.
- Эпитафия — надгробная надпись.
- Послание — зарифмованное письмо-просьба или призыв.
- Мадригал — комплиментарное обращение, чаще — к женщине.
- Романс — пример любовной лирики, напевный и выразительный, часто в музыкальном сопровождении.
Классификация жанров 20 века
И еще несколько определений в этой связи. Сегодня поэтические жанры классифицируют, больше исходя из тематики стихотворения. Вот как это может теперь выглядеть применительно к лирике:
- пейзажная;
- интимная;
- философская;
- гражданская;
- религиозная.
Пояснять эти понятия я не буду — они говорят за себя сами.
У меня нет цели превратить эту статью в литературную энциклопедию. Поэтому обозначу, что разного рода классификаций и попыток систематизировать всё, что возникает в виде той или иной стихотворной формы — великое множество. Источник же любого настоящего стихотворения один. И это — непостижимый духовный катарсис.
Назначение поэта и поэзии
Эту тему социум обсуждал и обсуждает постоянно, доводя смысл этого самого назначения, порой, до абсурда. И абсурд этот заключается в том, что поэтический голос вечности постоянно пытаются превратить в эдакий рупор современности. А еще — определить его роль и место среди людей, наделить этот рупор разного рода воспитательно-просветительскими функциями и поставить на службу просвещенному человечеству…
В то время как никаких таких функций и задач у настоящего поэтического слова нет и быть не может. Идет оно — из души. И, в чем я абсолютно убеждена — душа поэта, в данном случае, выступает просто проводником особого рода и вида энергий, закодированных в простых человеческих, берущих за душу словах.